Проект «Семь вершин Альп».
Гид матёрый
04 сентября 2024
Проект «Семь вершин Альп». Для начала о двух из них небольших, но важных Конец августа – благоприятное время для восхождений в Альпах. Так было и два, и два с половиной века тому назад, хотя снега и льда тогда было существенно больше. Да, и в далеком XVIII веке были люди, стремившиеся к горным вершинам. Их были единицы, поэтому их имена вписаны в историю альпинизма. Восхождение на высочайшую вершину современной альпийской страны Словении гору Триглав (2864 м) было совершено за 8 лет до первого восхождения на Монблан, которое считается датой рождения альпинизма.
А ведь это было сделано вовсе не по тропе, ключевое место – камин с категорированным маршрутом. Сейчас по нему не ходят. Вот такое историческое восхождение случилось 26 августа 1778 года. Но о нём по порядку. Первый подъем на Триглав произошел по инициативе ученого естествоиспытателя, хирурга Бальтазара Аккэ (Hacquet, годы жизни 1739 – 1815), которого называют также Аке или (как украинцы*) Гакет. * Бальтазар после Словении более 15 лет прожил во Львове, преподавал там в университете на украинском (всего знал 8 языков), изучал и описывал природу Карпат. В своё время учебу уроженец Франции Аккэ заканчивал в Вене, так и остался на работе в империи Габсбургов. Отличился как хирург во время Семилетней войны. Его пригласили работать на территорию нынешней Словении, тогда входившей в герцогство Каринтия Австрийской империи. Этот район славился горной индустрией. Добываемые здесь ртуть, свинец и серебро приносили большие доходы. Аккэ неплохо зарабатывал, лечил, преподавал в Люблянском (тогда Лайбах) лицее и много времени уделял изучению природы края (геология, ботаника, топография). Летом 1777 года Бальтазар собрал небольшую компанию для восхождения на Триглав. Прежде всего он пригласил знакомого врача, своего ученика Ловренца Вилломицера (1747-1801), а с ним нескольких простых местных жителей. Когда их экспедиция подошла к крутому вершинному массиву, погода испортилась. Аккэ был единственным, кто не хотел отступать и пошёл на скалы один. И поднялся на предвершину, которая называется Малым Триглавом (2725м). Дальше не смог. Но это тоже значительное восхождение! Почему-то следующим летом Аккэ не вернулся на Триглав. А Вилломицер успешно добрался до Главной вершины 26 августа 1778 года. Его сопровождали трое местных жителей: охотник Штефан Рожич, и два шахтера Матевс Кос и Лука Корошец.
В последующие годы Аккэ четыре раза выходил на склоны Триглава и минимум два раза был на его вершине.
История альпинистского освоения высочайшей вершины современной Германии массива Цугшпице начинается проще. Но также с августовского восхождения. Его совершили 27 августа 1820 года трое мужчин под руководством военного топографа Йозефа Науса (1793 – 1871). Восхождение имело своей целью топографическую съемку и подготовку карты района. Топографа на вершину сопровождал его слуга по фамилии Майер и местный крестьянин из Партенкирхена Йоханн Дойшль. Наус был тирольцем, всю сознательную жизнь прослуживший в армии Баварии (тогда самостоятельного королевства), дослужившись до генерала. Но других подвигов в горах уже не совершал.
Кстати, о высочайших вершинах альпийских стран. Идея «Семи вершин» Альп выглядит очень логичной, потому таких стран семь. Но тут начинается «Но». Во-первых, получается, что одна из вершин является высочайшей сразу для двух стран. Это Монблан - высшая вершина Альп, Франции и Италии. Правда есть мнение, что гора полностью принадлежит Франции, но это курьез, в который верят только французы. К Монблану добавляем еще четыре вершины. Пик Дюфур в массиве Монте-Роза – высочайшая вершина Швейцарии. Гроссглокнер - высочайшая вершина Австрии и Восточных Альп. А также знакомые нам Цугшпице и Триглав. Итого: пять вершин – на шесть стран. Тут второе «Но». Седьмой, самой маленькой альпийской страной, является княжество Лихтенштейн. Её высшая вершина Граушпице вполне может быть включена в список. Хотя мы её не рекомендуем для восхождения. Подъем на вершину проходит по длинному разрушенному гребню, состоящему из заросших мхом камней. Организовать страховку и обеспечить безопасность сложно и требует много времени. По нашему мнению, вершина того не стоит. Зато однозначно в альпийскую коллекцию стоит включить Маттерхорн, он же Червино или Сэрвэн. Гора – символ, других слов не надо. Это шесть вершин. На седьмую может быть много претендентов: Барр д’Экрен, Гран Парадизо, Юнгфрау, Мармолада, Чиветта…
Ваш выбор, закона пока в этом плане нет.
Комментарии
На эту статью пока нет комментариев