195 лет первому достижению вершины Эльбруса и первому альпинистскому восхождению на Кавказе.
Ковалёв Сергей Викторович
13 августа
22 июля мы могли бы торжественно отмечать важную дату – 195 лет первому достижению вершины Эльбруса и первому альпинистскому восхождению на Кавказе. Пропустили?
Что же, можно начинать подготовку к круглой дате – 200-летию этого уникального события. Действительно, то, что произошло тогда, в 1829 году, уникально – то есть, не вписывается ни в какие привычные схемы. Российская империя только пришла на Кавказ, и пришла с благими намерениями, что и показала научная экспедиция под командованием генерала Эммануэля.
Но то, что этот приход был отмечен восхождениями на две знаковые вершины (Эльбрус и Арарат) можно считать феноменальным. Отметим несколько моментов этого события, которые не всегда замечают. Во-первых, нет сомнения в том, что инициатива, идея экспедиции пришли из столицы. Молодой император Николай Павлович старался в те годы максимально всё держать под своим контролем. Вплоть до разрешений на брак дворян. Без высочайшего повеления не могло ничего существенного обойтись. И это, конечно, касается финансирования большой делегации Академии наук.
Кто был идеологом восхождения? Скорее всего не обошлось без профессора Георга Паррота, бывшего друга предыдущего императора Александра. В первые годы он был близок и новому самодержцу. Правда, своего сына Фридриха Парот отправил в это время на Арарат. Возможно, потому что библейская вершина считалась высшей. В любом случае, команда ученых, отравившихся в экспедицию на Эльбрус, была впечатляющей и по количеству, и по качеству. Найти что-то подобное в мировой истории освоения гор непросто. То есть, невозможно.
И всё же без смелости и решительности руководителя экспедиции генерала Георгия Эммануэля эта экспедиция вряд ли завершилась бы достижением вершины.
Собственно говоря, это был серб Джордже Манойлович, который с 13 лет беспрерывно воевал, имел невероятное количество побед, не меньшее количество ран и при этом 10 детей. В австрийской армии ему дали имя Эммануэля, а потом на русской службе записали как Еммануэля. Чтобы восхождение не состоялось было достаточно промедления, нерешительности, невнятности и недоверия со стороны участников. Генерал действовал быстро и умело, и получил результат.
И всё же, главный герой это Килар Хаширов. Удивительный образ дают описавшие его ученые. Сутулый, хромой, низкорослый. По-видимому, пастух, присоединившийся к экспедиции по пути. У него не было конкурентов на восхождении, никто не был готов к такому подвигу. Но Килар этого не знал. Не знал, что по его следу никто не пройдёт за ним, не постарается потом доказать своё право на первенство. Не знал, видит ли его генерал. Так что трудно усомниться в том, что горец напирал до последнего. И действительно оставил на высшей точке свою шапку. И заслужил награду. Западная альпинистская общественность принципиально не придавала значения этому восхождению. В справочниках как правило Дугласа Фрешфильда называли первым восходителем на Эльбрус. Хотя настоящие специалисты знают, понимают и удивляются. В России бывают чудеса. В России не бывает ничего, кроме чудес.
Бархатный сезон на Эльбрусе - еще идет! Присоединяйтесь к нашим программам:
Россия » Кавказ » Приэльбрусье
Восхождения
Россия » Кавказ » Приэльбрусье
Восхождения
Россия » Кавказ » Приэльбрусье
Восхождения, Горная школа
Комментарии
На эту статью пока нет комментариев