Перед началом горнолыжного сезона 2017/2018 мы решили взять интервью у профессионального фрирайдера и инструктора по горным лыжам и сноуборду с многолетним опытом, Григория Корнеева. У Гриши немало побед в соревнованиях по фристайлу и фрирайду за плечами, не один десяток выпущенных из школы фрирайда горнолыжников и сноубордистов, а также путешествий в различных горных регионах России и Европы и съемок в медиа проектах. Гриша рассказал нам, что значат для него горные лыжи и фрирайд, где он любит открывать сезон и как его самое страстное увлечение в жизни стало работой, которая приносит удовольствие.
То, что у меня получается лучше всего! Горные лыжи для меня – это работа, мое самое большое увлечение, хобби, спорт, физкультура, просто приятное времяпрепровождение, путешествия, друзья. Этот список можно продолжать бесконечно, но, главное, я не могу представить зиму без лыж. И неважно, где ты находишься, катаешь по перилам в пригороде мегаполиса, взрываешь пух в заснеженной Сибири или даже валишь по утреннему вельвету Розы Хутор на бритвенно-острых GS-когтях – я люблю все горные лыжи.
В прошлом году мы традиционно открывали сезон в Шерегеше, и это был старт одного из лучших сезонов лично для меня. За зиму, помимо Шерегеша, я успел побывать в Красной Поляне (где провёл большую часть сезона), потом были Архыз, Домбай, Приэльбрусье, Хибины (аж два раза) и г. Чусовой в Пермском крае, база олимпийского резерва. Какие тут могут быть ощущения, я просто пищу от счастья. Очень рад тому, что могу посвящать столько времени любимому делу.
На лыжах я с 6 лет, родители катались и катаются, они и поставили меня на лыжи. В один прекрасный момент я понял, что местные горки (на Урале) себя исчерпали, и я обратил свой взор на горы Кавказа и Сибири (Шерегеш). Но где они, а где я? Стало очевидно, что необходимо жить в горах, потому как катать недельку-другую во время отпуска, вообще, не вариант. Так и вышло, после института уехал в Геш на сезончик и остался там на три.
Стать профессиональным фрирайдером? Наверно, и не решал, само как-то вышло. Просто для фристайла я уже старый, а для фрирайда в самый раз. В своё время я много участвовал в соревнованиях по фристайлу, были и победы, и подиумы. Но всегда было ощущение, что развиваться трудно. У всех топов во фристайле с акробатикой всё было хорошо (батуты, прыжки с вышки в бассейн), а я поздно начал, и акробат из меня, как из коровы балерина. С фрирайдом другая история – катишься себе под горку, объезжая деревья и скалы. Ну, подпрыгнешь иногда немного, главное, знать, что ты делаешь, и чувствовать лыжи.
Фрирайд – это свобода, свобода выбора, отсутствие каких-либо границ и рамок. По сути, задан только общий вектор движения, а дальше – выбор из бесконечного числа вариаций. Снег и рельеф позволяют сделать уникальной каждую линию. Свобода выбора также подразумевает и полную ответственность за принятые решения. «Профессиональный» – хм, смотря что вкладывать в этот термин. Чтобы стать профессиональным, наверное, нужно набрать 100 000 подписчиков в Instagram. Но перед этим, как мне кажется, всё-таки, крайне желательно, много катать, и потом ещё катать, и ещё раз катать. Проще говоря, надо этим жить.
Официально я работаю инструктором с 2007 года, но и до этого не раз приходилось учить людей на домашней горке близ Екатеринбурга. В первые годы это была работа в Шерегеше, не с группами, а, в основном, с начинающими, которые приходят в школу на курорте. Полноценная работа с группами началась с момента знакомства со SnowPro. Естественно, поначалу были начинающие группы: «делаем пиццу», «делаем спагетти», коллеги меня поймут. Но по мере профессионального роста и совершенствования собственного уровня катания стал заниматься со спецгруппами в отдельных направлениях – фрирайд, фристайл.
И, кстати, я очень благодарен SnowPro за то, что она объединяет единомышленников из разных уголков страны и несёт своего рода просвещение людям, прививая достойную культуру катания на лыжах и досках, да и просто поведения в горах (в противовес до сих пор очень распространённому в России «долборайду»).
Сезон в Шерегеше часто можно начинать в октябре, а гарантированный снег там лежит уже с ноября. Раньше в России вы не откроете сезон нигде (если говорить о полноценном катании с подъёмников по свежайшему пухляку). Ноябрь-декабрь для Шерегеша – это, пожалуй, самые снежные месяцы, лучшая каталка в это время. Несмотря на относительно малый перепад высот в Шерегеше, регион катания достаточно большой и разнообразный. Ещё не стоит забывать о том, что это начало сезона, и требуется раскатка. И Шерегеш со своим мягким рельефом для этого просто идеален.
Я рад сотрудничать с АльпИндустрией по одному из любимых мной направлений, а, именно, школе фрирайда. Помимо обучения тактике и технике фрирайда мы планируем провести лавинную подготовку и вспомнить или научиться как обращаться с лавинным снаряжением. Навык просто необходим, если вы планируете кататься в больших горах, кататься с гидами и развиваться в этом направлении.
Пожалуй, это нереально написать список всех моих стартов, поэтому расскажу только про участие во фрирайд соревнованиях.
Первые соревнования по фрирайду, в которых я участвовал, были в 2008 году в Шерегеше (следующие соревнования по фрирайду были в 2015). Занял второе место и, наверное, впервые тогда оценил перспективы. Потом были соревнования в Красной Поляне, Хибинах, и все заканчивались на подиуме или где-то рядом. В этом году вообще карт-бланш сорвал, все старты выиграл. Кстати, в 2015 году участвовал в FWQ (Freeride World Qualifier), и, к своему позору, это мои единственные старты в Европе за всё время. Зарубежные райдеры очень круто «едут». Спорт с каждым годом набирает там популярность, и их уровень растет с бешеной скоростью. Много этапов разного уровня, большое количество разнообразных склонов, на которых проходят соревнования, огромное число участников. В России соревнования проходят лишь в Красной Поляне и Хибинах (склоны каждый год одни и те же), с прошлого года ещё добавился Мамай. Хорошо, что есть и это, но этого мало.
В этом сезоне надеюсь заработать себе на поездку в Европу и попасть на какое-то количество стартов. Традиционно рассчитываю принять участие в Поляне и Хибинах. Эти старты, по крайней мере, не требуют таких бюджетов, как европейские.
На FWQ Freeride World Qualifier попасть несложно, нужно зарегистрироваться на какой-нибудь этап с одной звездой, желательно не очень популярный среди райдеров и, заплатив все взносы, принять там участие. Если этап популярный, например Verbier Freeride Week, то вероятность попадания в списки участников резко снижается, так как первыми в эти списки попадают участники с очками (очки начисляются относительно места, которое райдер занимает в соревнованиях, и рейтинга соревнований). Сейчас в FWQ (если верить их сайту) почти три тысячи участников. Можно представить, какая там конкуренция! Лучшие райдеры FWQ по итогам сезона, набравшие наибольшее количество очков, попадают в FWT Freeride World Tour. Схема очень проста, но стоит как «крыло от Боинга».
Участвуй в FWQ* (с одной звездой), набирай очки, попадай на FWQ**** (четыре звезды) и побеждай, лучшие результаты сезона составят твой рейтинг и, вуаля, ты на FWT!
В проект Ride The Planet попал по воле случая, мир не без хороших людей. RTP в этом году снимали в Архызе и Домбае, а из Красной Поляны туда можно очень быстро попасть на машине. К сожалению, снега в прошлом сезоне на Кавказ не насыпали, он был только в КП и Грузии. А всё, что находится дальше по хребту на восток, выглядело печально. Но в проекте был задействован вертолёт, что позволило нам найти интересные склоны и линии, плюс у организаторов всё в порядке со знанием региона, что резко повысило КПД всего процесса.
Проект снимался в очень сжатые сроки, на фоне плохой погоды и перманентно закрытого неба. До сих пор не могу понять, как всё удалось. В один из съемочных дней мы вернулись домой уже в темноте, простояв на вершине горы до заката в ожидании хорошего света для съемки (в тот день мы так и не проехали выбранные линии, а ушли обратно пешком, оставив склон нетронутым на будущий день).
Вообще, вся съемочная история – это отдельный разговор. По сути, ты не катаешься, а проводишь всё время в ожидании. В целом, процесс очень похож на соревнования, только снег лучшего качества. Совсем скоро будет презентован фильм «Дикий Снег», который мы снимали в позапрошлом году, но потом производство было приостановлено из-за недостатка средств. Думаю, уже в октябре можно будет увидеть этот фильм, следите за новостями и не пропустите.
«День Фрирайдера» станет очень полезным фильмом, который поможет людям кататься более безопасно. Фильм пока в работе, съемки будут продолжены в будущем сезоне.
В этом сезоне 2017/2018 наша команда рада пригласить всех желающих на школу фрирайда с такими опытными инструкторами как Григорий Корнеев, Юрий Шишкин, Кирилл Анисимов, Константин Либосан и Никита Печерский в Шерегеше, Красной Поляне, Приэльбрусье и Хибинах. Пока открыта запись на школу в Шерегеше для начинающих и продолжающих райдеров. Будет полезно и интересно!
Лично пообщаться с Григорием Корнеевым можно в социальных сетях на FB и посмотреть его фотографии в Instagram.
Видео и фото материалы Алексея Кудрявцева, Григория Корнеева,
Евгении Алексеевой, Андрея Британишского, Константина Галат