Когда очень долго сидишь в офисе, решаешь вопросы, генеришь идеи, занимаешься семьей, думаешь, думаешь, думаешь, то круг сильно замыкается. И даже выезд в другой город, на моря, театры, выставки – все это дает глотки воздуха, но не исправляет ситуации очерченного круга. Мелом круга вокруг тебя и твоей жизни. Всегда есть отговорки, страхи в голове и вокруг.
Сразу после Нового года я проснулась с пониманием – опять хочу в горы. Решение ехать было принято спонтанно, а реализовано – ровно за день. Закипел чайник, запах овсяного печенья наполнил комнату, в руки был взят телефон, и прозвучала моя коронная фраза: «Лена, привет. Хочу в горы». И как оказалось, я такая не одна. Общаясь потом с моими партнерами по экспедиции, я поняла, что 80 процентов этих людей приняли именно такие же быстрые решения в последний момент. Несколько человек брали тур за 1-2 дня до старта. Сумасшедших, как я, оказывается, немало на этой Земле.
Африка – удобная страна для путешествий из Европы. И даже из Киева. Аэропорт Дохи (Катар), а также великолепные Катарские авиалинии – это то, что действительно комфортно, минута в минуту и с удобными стыковками. Вся Африка, Азия – в зоне доступа.
Аэропорт Килиманджаро встретил жарой +33 градуса и ощущением очень сельского стиля жизни. После Катара это был непередаваемый контраст. Сухо, жарко, бедно, но легко. Как только нога ступила на африканскую землю, то все тело ощутило эту энергию африканской земли. Она другая. Это нужно чувствовать, я бы сказала, что там даже тело самоощущает себя иначе. Спокойнее, что ли.
Сразу скажу, в Африку не стоит ехать с наворотами, тем, кто про лакшери, блеск, понты. Африка не оценит, удивится, покрутит пальцем у виска. Там все иначе – там красота должна быть изнутри, в овале лица, в чистоте взгляда, в простоте покроя. Африка сама украсит тебя – своим солнцем, своими красками вокруг, своей философией жизни. Воистину, бедность – не порок, и не наказание. Всех, кого я встретила там – прекрасны душой. В их глазах – радость жизни вопреки, как мне показалось, серьезным жизненным трудностям. Тут следует отметить, что Танзания – не самая бедная страна континента. И мои ощущения могут быть субъективными, ну и, конечно, продиктованы туристическими маршрутами следования.
Я не описываю тут поездки на сафари, в национальные парки. Все это прекрасно, безусловно, важно и стоит посещения. Но моей главной и единственной целью была гора. Великолепная Килиманджаро. Эта гора меня привлекала очень давно. Часто просыпалась с мыслью о ней, но решение ехать всегда перевешивали или другие горы, или другие места для туризма. Отдельно стоящая снежная вершина на фоне африканской саванны и мелких городов. Как божество, возвышающийся над Африкой вулкан. Безусловно прекрасный, чарующий. Если бы его там не было, его нужно было врисовывать в этот пейзаж – раскаленный от жары воздух, размывающий картинку вершины, когда смотришь на нее снизу вверх. Тебе жарко, а там, наверху – вечные ледники, которые поят водой прилегающие равнины и селения.
Это ощущение символизма, божества на вершине, того, что гора живая – не покидало вплоть до вершины. Хотелось говорить с ней бесконечно. Когда шли уже наверх, то нога постоянно чувствовала под собой пустоту. Будто идешь, а внутри совсем близко – что-то совершенно другое. И краски горы – они такие вкусные. Такие не найдешь нигде в Европе. Смешение цветов – не ярких, но неизвестных мне названий и оттенков полностью меняло визуальное восприятие. После зимних однообразных красок европейской зимы – это был уникальный взрыв для моих глаз. Приходилось прищуриваться, присматриваться, влюбляться заново в цвета планеты.
Я не буду перечислять все этапы нашего подъема на вершину. Об этом миллион отзывов, фотографий, видео. Мне важнее сказать и показать, что это возможно и даже нужно делать. Осторожно, будучи уверенным в своей физической форме, а также эмоциональной твердости характера. Все остальное за вас сделают дружелюбные гиды и портеры. Эти ребята – сила и опора любой экспедиции на Кили. Без них на горе быть запрещено. Но они настолько большая часть всего этого недельного действа, что по завершение подъема ты начинаешь любить их как родных. Они оценивают вас каждую минуту, чувствуют ваши возможности, помогают в быту, поддерживают. В Африке очень распространено выражение Акуна Матата. И это почти философия их жизни. Свободны от проблем, все будет хорошо и еще множество похожих переводов этой фразы. Можно было почти бесконечно слышать от них – цените каждый момент этой жизни, ведь никаких проблем нет, живите здесь и сейчас. И мы жили. В палатках, без душа 7 дней, в графике, когда в 20:00 отбой, а в 7 утра уже выход на новый маршрут. Длинные маршруты вверх, по 6-7 часов бесконечного движения. Когда мышцы на ногах становятся каменными, и кажется, что утром встать на них будет невозможно. Но приходит ночь, отдых и в новом дне обнаруживаются и силы, и возможности идти дальше.
Отдаляясь от точки входа в маршрут, все больше понимаешь – назад лучше не смотреть, домой не стремиться. Мысли о доме, о близких, о вопросах, которые беспокоили до, безвозвратно улетучиваются. Есть только ты, люди вокруг, твое тело и цель.
О людях вокруг нужен отдельный рассказ. Международные группы – это своя экосистема и бесценный опыт общения в межкультурье. Когда собираются в единое целое представители разных национальностей и жителей различных стран и континентов. Язык общения – безусловно, английский. А кастрюля с овсяной кашей или борщом – одна на всех. В первые дни тебя бесят они, другие, не такие, как ты. Но чем выше, чем больше общего между вами, чем больше совместные испытания, тем больше ты начинаешь переживать за команду, за всех нас. А на вершине, есть ощущение, что это все усиливается еще больше. Когда вверх, ночью, в темноте идешь медленно-медленно друг за другом в цепочке.
Из главного, что следует понимать, принимая решение идти на вершину:
И будьте спокойны, о вас всегда позаботятся. Начиная с ежедневного медосмотра утром и вечером, и до упаковки вашего спального мешка, чтобы не повредить маникюр. Я пользовалась добротой наших гидов ради своих пальчиков. Кстати, наш штатный экспедиционный медик прозвал меня Симбой. И при каждой встрече на маршрутах громко звал меня так вместо имени. Потом я уже узнала, почему же Симба. Потому что самая быстрая и самая храбрая в команде. Теперь меня дома тоже все называют Симбой. О прелести отношения гидов к нам могу привести еще подтверждение. На вершине, так как я поднялась туда еще до восхода солнца, как это положено, работая в группе, я отморозила палец на руке. Обнаружила проблему я уже на пути вниз. И гид, что шел со мной, 15 минут растирал мой палец с вазелином, который у него оказался. И пока он не спас мой палец – не успокоился. Это было самоотверженно, я вам скажу.
Прощались с нами эти люди так же трогательно, как если бы мы были их последними клиентами. Они пели, танцевали, обнимали нас и жали руки. Я плакала два раза. На вершине необычайной красоты Килиманджаро. И при прощании с ребятами в последнем лагере. Окончены палатки, спальники. Гора пустила и отпустила. Отдала часть своей вечной силы. Дала энергию и сказала – иди, твори, учись, делай добрые дела и всегда помни обо мне. И я не забуду. Это было самое прекрасное приключение в моей жизни! А приключений было много. Я благодарна всем, кто был рядом со мной в эти дни. Кто поддерживал меня дома. Кто ждал. И я верю – все было не зря…
Акуна Матата
Ольга Семченко