Впервые о фрирайде в Грузии я услышала лет 5 назад от Таси Алёхиной, когда ее попутным ветром занесло к нам в Сибирь, на Мамай. Еще тогда я только начинала знакомиться с внетрассовым катанием, не имея при этом базы горнолыжной техники за плечами, о чем сейчас очень жалею и пытаюсь нагнать упущенное. Но Сибирская школа дала много полезного. Анна Ханкевич, периодически приезжая в наши края, проводила для местных райдеров обучающие курсы по ски-туру. Да что там, я вообще первый раз увидела у нее ски-тур комплект и позавидовала тогда, что, оказывается, можно намного быстрее подниматься в гору, да еще и с удовольствием. Поэтому очень быстро научилась технике ски-тура.
Мамайская школа также дала мне хорошую тренировку: каждые две недели я выезжала с друзьями на Мамай, по 2-3 подъема и спуска в день с перепадом до 1200 м в день. Я с гордостью могу назвать Мамай своим «хоум спотом» или домашней локацией. Не у всех есть возможность так часто раскатывать качественный пухляк, который подкидывает старина Байкал.
С тех пор я несколько раз побывала в Шерегеше, Приисковом и Киргизии. И, наконец, переехав в Москву, все направления стали доступнее. Поэтому я согласилась на очередное приглашение Таси покататься в Гудаури. Но решила убить двух зайцев сразу. Я планировала охватить два региона катания на новогодние каникулы, Сванетию и Гудаури. И ни разу не пожалела. Прогнозы были достаточно оптимистичные, набиралась хорошая компания, я и поехала!
С первых минут я влюбилась в Тбилиси: бутылка красного полусладкого на паспортном контроле – и мы в Грузии! 29 декабря 2016 года в Тбилиси выдались жаркие денечки, около 19 градусов тепла. Это один из плюсов Грузии: в городе лето, а в горах снег. Мы прогулялись по городу, отведали хачапури и на фуникулере поднялись в парк на гору Мтацминда. Хорошо в Грузии: тепло, гостеприимная атмосфера и недорого. Билет на канатку стоил, наверно, рублей 5.
Уже на следующую ночь нам предстоял долгий путь: около 500 км на поезде с пересадкой в Зугдиди на автобус, чтобы добраться до Местии. Итого, 9 часов на поезде и 3 часа на автобусе. Ох, Сванетия и Местия – самый труднодоступный уголок Грузии, край суровых Сванских башен и гордых людей. Дорога была утомительной. Очень рекомендую летать туда на самолете Тбилиси – Местия. 1,5 часа в пути, и вы на месте!
В первый же день приезда 31 декабря мы отправились раскатываться на Тетнульди, новый горнолыжный курорт в Сванети, названный так в честь одноименной горы Тетнульди (4858 м), гордо возвышающейся позади. Казалось, что горнолыжку запустили только вчера. Но открытие курорта состоялось в декабре 2015 в техническом режиме. Информации о курорте было, действительно, мало. Нам повезло, что Саша был здесь год назад, катался на Хацвали, горнолыжке поменьше. И он смог разузнать всю информацию, чтобы у нас не оставалось сомнений поучаствовать в этом приключении. На момент нашего приезда работали все 4 очереди (верхнюю закрывали иногда при сильном ветре), кафе с вкусным кофе, на улице стоял вагончик с горячими хачапури и, пожалуй, все. Нам и такого сервиса было достаточно.
Как же я люблю катание в канун Нового года. В то время, как все нарезали салаты и накрывали праздничный стол, мы вкатывали по почти пустым склонам с видом на величественную Ушбу (4710 м). А на празднование Нового года хозяйка отеля приготовила нам блюда местной кухни. И под салют, бутылку шампанского и концерт местной группы на центральной площади мы встретили Новый 2017 год!
Далее предстояла насыщенная фрирайд программа: Жабеши, Адиши и Ушгули. Горнолыжный курорт Тетнульди интересен тем, что с этой горы можно скатывать в нижерасположенные деревни с подбором на авто, если договориться с водителем. Что мы и сделали. Сделав несколько линий по склонам Тетнульди, мы отправились в путешествие по соседним деревням.
Поднявшись на верхней канатке до самой высокой точки горнолыжки (3165 м), многие фрирайдеры посматривали на южные поля по левую сторону от курорта, в том числе и мы. Конечно, когда курорт стали порядком подраскатывать, многим хотелось испытать эйфорию спуска по нетронутым полям. Вот тут однажды мы и заметили трех ски-туристов, поднимающихся на плечо противоположного склона. Хм, недолго думая, мы, заряженные ски-турным и лавинным снаряжением и снегоступами, решили последовать их примеру. Скатились вниз, перекамусились и проложили свой трек до соседнего плеча.
Прогулка заняла часа 3. Мы испытали все радости ски-тура в Сванетии: ледовую корку, пухлый снег по самую грудь и крутой уклон. Добравшись до намеченной цели, мы увидели тех самых ски-туристов уже на другом противоположном склоне. «Ну и лоси», - подумали мы. И вот уже перед нами открывалось длинное снежное поле, поэтому мы поспешили на старт. Действительно, катать по нераскатанному снегу – это кайф. Но нужно и помнить о том, что придется как-то выбираться. Саня, заряженный GPS, вел нас в соседнее ущелье в деревню Адиши.
Да, это было круто, скатить в деревеньку и ожидать нашего водителя. Тем временем, мы успели познакомиться с немцами-скитуристами (как оказалось, еще и гидами), перекусить в местном домике и уже мчаться домой отмечать день рождения Димы в международной тусовке!
Саня все твердил нам о своих гиперактивных друзьях из Уфы, которые тоже отдыхали в Местии. Все предлагал нам вместе отправиться в новое ски-тур приключение. Так, мы запланировали поездку в деревню Ушгули. Кстати, сванские деревни очень маленькие, наверно, до 20 домов. И подъезд туда очень сложный, по плохой дороге с обрывом, на которой очень сложно разъехаться двум машинам. И после веселового празднования дня рождения, поспав часа 4, я уже готова была переместиться в автобус, который мчал нас в Ушгули, и спать дальше. Дорога до Ушгули заняла 50 км и около 2 часов. Там нас встретили местные военные, которые предупредили о лавиноопасной обстановке вокруг. А хозяйка дома, где мы остановились, уже накрывала на стол. Традиционно – хачапури!
Изучив карту, мы прикинули трек подъема и спуска. Выбрали ближайший гребень и стали по нему подниматься: кто на ски-туре, а кто на снегоступах. Природа вокруг творила какие-то чудеса. Каждые 5 минут картинка менялась: то открывались горные хребты, то налетал туман, то луч солнца пробивался сквозь густые облака. Помню, что я постоянно отставала, так как не могла остановиться щелкать эту красоту на свой фотоаппарат. Снимки прилагаются.
Спуск был по времени, как только мы дошли до точки возврата. Это был не самый классный снег, по которому мне приходилось кататься, а точнее самый ужасный! Не пробовала я раньше бетонных кулуаров. Но какая красота – выезжать к Сванским башням! Мы были довольны, а еще и заглянули на огонек в местный мужской монастырь. Затем душевный ужин, местное вино и разговоры, кажется, за фрирайд и политику с хозяином дома.
Александр Жигалов, лидер команды
Разобравшись с трассами новоиспеченного курорта Тетнульди, рядовой фрирайдер, разумеется, обратит свой взор на спуски, ведущие в деревню Жабежи, так как они северной экспозиции, и снег на них самый лучший по своим качествам. Идти за ним никуда не надо, и это отличный вариант для типового "полянского пуходава". И сами спуски, кстати, очень напоминают краснополянский Обер Хутор.
От самой канатки открывается цирк, серией идут множество кулуаров на любой кошелек, но большинство, все же, для уверенных в себе райдеров, с возможностью найти хорошие дропы со скал и козырьков. Повторюсь, снег здесь, на мой субъективный взгляд, лучший на Тетнульди, сухой, серфстайловый, такой, каким ему и полагается быть! Затем выкатываемся в большую долину, по которой можно весело пронестись на своих максимальных скоростях, ни за что особенно не переживая, и далее присутствуют разнообразные варианты спуска до самой деревни через лес. Или сваливаемся в русло реки, и, если оно не раскатано, с веселым улюлюканьем поджираем снежные подушки, либо же, если оно подъедено, есть возможность его обогнуть и получить, опять же, несколько сносных вариантов с выкатом на тропу, ведущую вдоль реки в царство местных быков и коровок.
Следующие 5 дней моих каникул я планировала покататься в Гудаури, где меня и ждали. Как же было приятно попасть в автобус единомышленников, ребят, которые тоже ехали кататься в Гудаури. Приключений за поездку у нас хватило: это сломанный автомобиль, потом снова сломанный автомобиль и опять же сломанный автомобиль. Мы его и толкали, и чинили, и ждали спасения на трассе. Все же к вечеру того же дня мы приехали в Тбилиси, где переночевали и уже утром отправились в Гудаури. Путь не близкий, около 500 км до Тбилиси и потом еще 100 км до Гудаури.
Горнолыжный курорт Гудаури меня сильно впечатлил после Сванетии, а, именно, масштабами. Уже в первый день, сделав пару спусков по трассам, мы с моими друзьями из Москвы и Коломны отправились на плечо Бидары, где они уже дня 4 раскатывали пухляк в сторону военно-грузинской дороги.
Снег в Гудаури выпал перед Новым годом, и хорошо же выпал! Теперь мы наслаждались солнечными деньками и классным катанием. До точки старта подход составлял около 40 мин, на ски-туре или пешком. Тропа была вытоптана качественно. Поднявшись на плечо, можно было выбирать себе линию как в сторону курорта, так и в сторону дороги. Было немного лавиноопасно, сходили мелкие «сопли», но мы катались по хребтам, и впечатлений нам хватило!
Внизу всегда можно было остановить машину или такси, водители которых с радостью подбрасывали райдеров на курорт.
Еще одно приключение можно организовать в ущелье Коби, поднявшись на гору Садзеле на подъемнике, который работает только в туристическом режиме. Снегоходчики всегда рядом, готовые помочь вам завезти снарягу на верх. Тут рекомендую кататься только с гидами, потому что у них свои договоренности со снегоходчиками. И снаряга точно уедет наверх. И, вообще, это безопасно!
Так мы и сделали. Поднялись группой на Садзеле, затем прошли пешком минут 15 и оказались на перевале Коби. Там уже как вашей душеньке угодно: вариантов спусков массса, от Kobi Light до Kobi Pro. Как рассказывала Тася, там около 12 спусков разной сложности. Поэтому гиды нас распределили по уровню катания на соответствующие линии, и погнали!
Далее фановый длинный спуск по ущелью Коби, в хорошую погоду с видами на Казбек (5033 м), и выкат к военно-грузинской дороге. Если вы катаетесь с гидами, то автобус уже заказан, такси ловить не нужно, и сразу едете на курорт. Если группа оперативная, то можно успеть и два спуска за день сделать.
Для сильных и смелых ски-туристов всегда найдется нетронутая гора по другую сторону от дороги. Так, уже несколько раз любуясь Дедаеной с плеча Бидары, меня все же уговорили на этот 4-часовой подъем в гору. День был прекрасный, а настроение еще лучше, потому что завтраки в Гудаури шикарные. С Никитой мы взяли такси до точки старта (больше никто не согласился составить нам компанию) и начали подъем. Гора хорошо просматривалась, поэтому подъем был достаточно безопасным, хотя меня всегда смущают солнечные склоны. У нас было 4 часа радости ски-тура, затем пешего подъема и перерывы на горячий чай и шоколадки.
Наверху, записав пару ликующих видео на камеру, стали готовиться к спуску, и вот тут переключатель на одном из моих ботинок сломался. Вот так подарок на вершине горы перед непростым спуском. Дышали, грели, стучали на переключатель, но так и осталось: один ботинок в режиме «катание», а другой – в режиме «ходьба». Ужас! Единственным выходом из положения было катание «по технике», т.е. никаких заваливаний на пятки. Ух, было сложно, нападалась я, но ко второй половине спуска уже и научилась ехать в таких условиях. Опять выкат на военно-грузинскую дорогу, стопим автомобиль и домой.
Грузия уникальна тем, что любое ваше путешествие пропитано духовной составляющей. Так, в крайний день своего путешествия я выбрала «поломничество» в монастырь Ломиси. Это бэккантри маршрут (можно пешком или на ски-туре). Внизу нужно обязательно прихватить с собой бутылку воды для монахов, живущих на вершине горы. Все же неудобно с пустыми руками в гости идти, а водопровод на гору еще не провели.
Команда подобралась разношерстная: ребята из Москвы, я, вроде как, Сибирячка, и фин, заряженный по полной программе (классная снаряга, эйрбег, goretex). Ух, красавчик! Темп подъема у всех оказался разный, так что останавливались и ждали друг друга (фина чаще всего). Подъем занимает 2-3 часа. Виды открываются потрясающие. С одной стороны виден весь курорт Гудаури, а по другую стороны хребта – Северная Осетия. Мы пообщались немного с монахами, зашли в небольшой монастырь, где по традиции нужно взять цепь и пронести ее три раза вокруг столба, и будет тебе счастье. Увы, никто не смог ее поднять. Устали.
Наконец-то, немного лесного катания. Мы нашли чистые линии, где еще можно было вписаться, и поехали! Не знаю, сколько бутылок с водой занесли на гору в новогодние праздники, но, кажется, монахи не жаловались. Поля были достаточно укатаны. Но все же мы нашли, где заложить пару дуг. Выкат к дороге, где нас уже ждал Рустам. Спасибо большое гидам за такой сервис: катнул и сразу в машину и на ужин. Все хорошо организовано!
Итак, я была невероятно довольна своим приключением и даже собрала видео материал о своих новогодних каникулах в Грузии! Очень рекомендую попробовать бэккантри в маленькой и уютной Сванетии и фрирайд с гидами в Гудаури. Все-таки там уже все маршруты известны, у гидов слаженная логистика, многолетний опыт и хорошо организованный сервис.
Спасибо моей команде в Сванетии, Александру Жигалову и Дмитрию Анащенко, и команде в Гудаури, Никите Мастрюкову и Вере Мальченко, без которых мои каникулы не были бы такими безумными!
Приглашаем отметить новогодние праздники с командой АльпИндустрии и профессиональными гидами в Гудаури.
Фото и видео материал Антонины Кукушкиной
и Александра Жигалова
Группы от 4 человек весь сезон. Размещение в апарт-отеле на горе. Фрирайд или занятия с инструктором с нуля.