Арара́т (тур. Ağrı Dağı, арм. Արարատ и арм. Մասիս (Масис), курд. Çiyayê Agirî). Немного на планете найдется вершин, где так причудливо бы переплелись история и легенды, политика и приключения. Где альпинизм – это не просто восхождение к вершине высотой 5136 метров, а попытка прикоснуться или даже поучаствовать в библейской истории.
История восхождений - история поисков ковчега. Первые сведения о поисках Ноева ковчега сообщает языческий жрец Верон в 475 г. до Р. Х. Он рассказывает о том, что многие люди в его время и раньше достигали вершины Арарата, видели там Ноев ковчег и приносили частицы как реликвии.
Марко Поло в 1269 упомянул, что «на далекой земле Армении во льдах высокой горы покоится Ноев ковчег».
Самая древняя история о попытке восхождения на Арарат относится примерно к IV веку Н.Э. Существует легенда о том, что святой Яков (Акоп Мцбнеци) трижды пытался подняться, чтобы увидеть и поклониться легендарному Ноеву ковчегу, трижды засыпал на дороге, после чего просыпался у подножия горы. Пожалуй, это первый случай описания «горняшки» в литературе. После очередной попытки к нему явился ангел, сказавший прекратить поиски ковчега и давший взамен частицу реликвии. Окаменевшая гоферовая доска в пышном киоте хранится ныне в Эчмиадзине. Обычно - в кафедральном соборе, старейшей из ныне существующих христианских церквей. Уголок доски отколот - его католикос Симеон Ереванци подарил Екатерине II, под защиту которой съезжалось всё больше армян из Османской империи. Теперь этот фрагмент хранится в московском Даниловом монастыре.
Но первое восхождение на вершину состоялось 192 года назад. 15 часов 15 минут 27 сентября 1829 года группа под руководством заведующего кафедрой физики Дерптского университета Иоганна Паррота совершила восхождение на Арарат по восточному склону. Вместе с Парротом вершины достигли Хачатур Абовян, дьякон из Эчмиадзина, сын земледельца из Канакера у Эривана, Алексей Здоровенко и Матвей Чалпанов из 41-го егерского полка, Ованнес Айвазян и Мурад Погосян – крестьяне из села Аргури. Они пробыли на вершине около 45 минут. Паррот в это время занимался научными исследованиями, а Абовян ставил крест. На самом верху альпинисты ожидали увидеть Ноев ковчег. Но увы.
В 1916 году лейтенант Росковицкий совершал облет турецких войск. Внезапно на склоне горы он заметил вмерзший в лед остов корабля. Судно было огромным, размером с городской квартал. Корпус сильно разрушен, но отчетливо виднелись основания двух обломанных мачт и плоский мостик. Когда весть о загадочном корабле дошла до Санкт-Петербурга, оттуда пришел указ: немедленно направить на Арарат две инженерные роты. Росковицкий тоже принимал участие в экспедиции и смог увидеть ковчег уже вблизи. Хотя участники экспедиции сделали тщательные замеры, и фотографии ковчега, никаких материальных доказательств слов Росковицкого не сохранилось. Образцы и документы были отосланы в Петербург вместе со специальными курьерами. Но когда они добрались до "города на Неве", там уже полыхала революция.
В 1939 году, уже будучи православным проповедником в США, он опубликовал в калифорнийском журнале New Eden статью, которая сразу стала мировой сенсацией (естественно, в СССР о ней ничего не писали, и только в 1994 году журнал «Наука и религия» (№1) опубликовал ее перевод):
«Мы – группа русских авиаторов – базировались на временном аэродроме примерно в 25 милях к северо-западу от горы Арарат. День стоял сухой и ужасно жаркий… Даже ящерицы спрятались в тени скал, открыв рот и высунув язык, как будто их дыхание вот-вот должно прерваться. Лишь изредка легкое движение воздуха колыхало скудную растительность и вздымало облачко пыли. Выше по склону горы виднелись грозовые тучи, а еще выше сияла белоснежная вершина горы Арарат, снег на которой никогда не таял.
Вошел командир и сказал, что самолет номер семь переоборудован и готов к высотным испытаниям, а провести эти испытания предлагается мне и моему напарнику. Мы сделали несколько кругов, пока не достигли высоты в 14 000 футов, на несколько минут прекратили подъем, чтобы привыкнуть к высоте. Я посмотрел вправо, на прекрасный снежный пик, который был теперь лишь немного выше нас, и почему-то (не могу объяснить почему) повернул и повел самолет прямо к нему. Напарник вопросительно взглянул на меня, но было слишком шумно, чтобы задавать вопросы. Пара кругов вокруг снежного купола, длинный плавный спуск к южному склону, – и мы внезапно увидели озеро, подобное маленькому драгоценному камню, изумрудного цвета, но еще покрытое льдом с теневой стороны. Мы сделали еще круг и вернулись еще раз взглянуть на него. Внезапно мой напарник что-то закричал, возбужденно показывая туда, где озеро переливалось через край. Я взглянул и чуть не упал в обморок. Подводная лодка? Нет, мы видели короткие толстые мачты, но верхняя часть была округлена, и только плоский выступ в пять дюймов высотой проходил вдоль корпуса. Странная конструкция! Как будто проектировщик ожидал, что через верхнюю палубу будут почти все время перекатываться волны, и сделал свое судно так, чтобы оно бултыхалось в море, как бревно, а короткие мачты с парусами лишь помогали держать его против волны.
Мы снизились насколько возможно и сделали несколько кругов над озером. Когда мы приблизились, нас удивили размеры судна: длиной оно было с городской квартал, и его можно было, пожалуй, сравнить с современными боевыми кораблями. Оно лежало на берегу озера, а его кормовая часть (примерно на четверть общей длины) уходила в воду, причем самый край на три четверти в нее погружен.
Судно было частично разобрано спереди (и с кормы) и имело огромный дверной проем – около двадцати квадратных футов, – но дверь отсутствовала. Проем казался непропорциональным – ведь даже сейчас корабли редко имеют дверь даже в половину такой. Осмотрев все, что можно было увидеть с воздуха, мы побили все рекорды скорости, возвращаясь на аэродром». После этого, по словам Росковицкого, командир послал рапорт о находке в Петроград.
Прочитав его, государь отправил к Арарату два отряда солдат с приказом взойти на гору к месту обнаружения ковчега. Сто человек, преодолевая глубокие ущелья, взбирались по одному склону, пятьдесят – по-другому. Через полтора месяца большой отряд вышел к ковчегу, а малый – мог наблюдать его. Росковицкий писал далее: «Были выполнены подробные измерения, чертежи, а также множество фотографий. Оказалось, внутри ковчега – сотни маленьких помещений и несколько очень больших, с высокими потолками. Все было густо расписано похожими на воск красками (наподобие шеллака), уровень мастерства свидетельствовал о высокой цивилизации.
Использовалась древесина олеандра, который принадлежит к семейству кипарисов и не гниет, это объясняет (наряду с тем, что она была выкрашена и большую часть времени заморожена) ее прекрасную сохранность. Через несколько дней после того, как экспедиция отправила отчет царю, правительство было свергнуто, и восторжествовал большевизм.
Так что эти материалы никогда не были опубликованы – а может быть, были и уничтожены...»
Так заканчивается статья В.Росковицкого.
Не более весомым выглядит и рассказ некоего Джорджа Хагопиана, кочующий из газеты в газету. Этот человек сообщил журналистам, что в 1905 году, когда ему было десять лет, он поднимался вместе с дедом на Арарат и видел там корпус корабля, выступающий из снега. «Это святое место» - сказал дед - «не бойся, люди и звери давно покинули его». «Когда мы вернулись деревню», - вспоминал Джордж, - «я похвастался мальчишкам, что видел ковчег. Но они не удивились. Оказалось, что они уже видели его до меня». Любопытный факт: ученые проверили Джорджа на детекторе лжи. Машина показала, что этот очевидец, вопреки расхожей поговорке, вроде бы не врет. Была даже намечена экспедиция на Арарат, но не состоялась из-за нехватки средств.
Чем же сегодня располагают исследователи? Любопытные данные можно найти о Ноевом ковчеге в сети в переписке сторонников существования реликвии с американским Конгрессом, Министерством обороны США и даже Центральным разведывательным управлением. Энтузиасты логично предположили, что спутники-шпионы непременно должны засечь объект на склоне Арарата - размер-то немалый, с "городской квартал", если верить очевидцу... Военные и спецслужбы поначалу отделывались вежливыми отписками. Но когда им напомнили о строго блюдущемся в Америке законе о свободе информации, немного приоткрыли секретные "закрома" и выдали действительно сенсационный фотографический материал. Еще в 1949 году разведывательный самолет ВВС США, возвращавшийся на турецкую авиабазу после облета территории СССР, сфотографировал на горе Арарат аномальный объект, напоминающий отпечаток днища огромного корабля. Тот же странный отпечаток сфотографировали 1987 году турецкие ВВС. "Судно" находится на краю ледника, прикрывающего вершину Арарата, на высоте примерно 4000 метров над уровнем моря. Официальное заключение военных экспертов - "возможно слежавшийся в плотную массу снег". Воодушевленные исследователи запросили у военного ведомства спутниковые фотографии, на которых, как правило, можно рассмотреть даже мельчайшие детали. Но "гласность" имеет свой предел даже в Америке. Вновь последовало вежливое "не представляется возможным". Чуть позже газета "Вашингтон пост" (за ноябрь 1997 года) привела, правда, свидетельства сотрудников ЦРУ (не называя имен), которые якобы своими глазами видели снимки ковчега, сделанные разведывательным спутником. По их словам, на фотографии отчетливо видны даже обшивка судна и три большие изогнутые балки. Так что же, ковчег существует? Увы, слова - не доказательство, а странный отпечаток на фотографии действительно может быть чем угодно, в том числе и "снежным сугробом", как заявили американские эксперты.
Пожалуй, самый настойчивый из известных искателей ковчега, астронавт Джеймс Б. Ирвин (1930–1991), побывавший на Луне, в последнее десятилетие своей жизни участвовал в шести экспедициях на гору Арарат для поиска Ноева ковчега, но безуспешно. Как сказал Ирвин после экспедиции 1984 года, которой он руководил, «открытия ковчега не желает Бог, и, наверное, у него есть на это серьезные причины…».
На сегодняшний день десятки экспедиций регулярно сообщают об успешных поисках ковчега. Такое впечатление, что Арарат буквально усеян обломками. Каждая последующая экспедиция обнаруживает все новые и новые его остатки, причем все в разных местах. Но, тайна по-прежнему не открывается людям. Возможно, разгадку библейской истории, начавшейся 5000 лет назад, сможет найти человек, вообразивший себя на месте Ноя. В своем воображении он сможет забить молотком последний деревянный гвоздь. Глянув на чертеж, оценить, хорошо ли сделана работа. И в воображении отправиться в бесконечное путешествие по волнам Всемирного Потопа…
Не каждый сейчас сможет вообразить себя на месте Ноя. Но прикоснуться к легенде, испытать себя высотой, крутым льдом и непогодой можно сейчас. Гора стоит, там же, где и 5000 лет назад. И вдруг именно для вас Арарат сохранил тайну ковчега.