Восхождение на Охос-дель-Саладо 6883 м, высочайший вулкан планеты, кажется обманчиво доступным. Но на самом деле всё немного не так. И сейчас я постараюсь описать проблемы, связанные с этим восхождением и пути их решения.
Небольшая географическая справка. Вершина Охос-дель-Саладо или просто Охос, находится на границе Аргентины и Чили на территории провинций Катамарка и Копьяпо, в пустыне Атакама. За всю историю наблюдений извержений зафиксировано не было, но вулкан живёт и даже в этом сезоне - когда ветер дул с Юго-Запада, был слышен сильный запах серы. На восточном склоне в кратере вулкана расположено самое высокое в мире озеро на высоте 6390 метров. К вершине вулкана проложено множество маршрутов, но подавляющее число альпинистов поднимаются со стороны Чили, через лагерь Атакама и приют Техос.
Ближайший населенный пункт к началу маршрута – город Копьяпо (исп. Copiapó), столица одноимённой провинции Чили в составе области Атакама. Chamonate Airport находится в 40 км от города Копьяпо. Его код IATA - CPO. Добираться сюда удобнее всего через столицу Чили – Сантьяго. Имеется несколько рейсов в день авиакомпаниями Latam и Sky Airline. Стоимость билета в один конец может начинаться от 50 USD.
Можно доехать из Сантьяго рейсовым автобусом. Но это займет примерно 20 часов.
В Копьяпо полно отелей и ресторанов на любой вкус. Мы предпочитаем останавливаться в отеле Hotel Atacama Suites 4*. Можно платить наличными долларами, местной валютой или карточкой. Комфортная, удобно расположенная гостиница. Имеются апартаменты с кухней и двумя спальнями. Своя стоянка для автомобиля. Это важно, так как машины грузить удобнее на закрытой стоянке. Но нужно быть готовым, что большая часть персонала не говорит по-английски. Собственно, это относится практически ко всем заведениям в Чили. В городе есть множество различных заведений общепита. От перуанских и китайских забегаловок до суши-баров. Если посидеть большой компанией - удобное место Bahia Grill в 10 минутах ходьбы от отеля. Есть много ночных заведений. Выглядят, как из фильмов Тарантино.
Копьяпо – город шахтеров. Это накладывает определенный отпечаток на атмосферу в городе. С криминалом я ни разу не сталкивался, но по одному гулять ночью не рекомендую.
В Чили национальная валюта чилийский песо. Курс может отличаться, как правило в аэропорту сильно ниже. Но если вы прилетите в Копьяпо утром или вечером обменник в аэропорту работать не будет. Как и в выходные. Поэтому поменяйте долларов 100 в аэропорту Сантьяго. Будет чем расплатиться за такси и поужинать вечером в Копьяпо. Так как с обменом валюты в этом городе вам предстоит настоящий квест, единственное место, которое мы нашли, это пункт обмена в супермаркете Mallplaza Copiapó и работает с 10:30 до 19:00. В воскресенье не работает. Российские карты на сегодняшний день не работают.
Проката снаряжения в Копьяпо нет. Есть отделы в супермаркетах, торгующие снаряжением уровня Декатлона. Недорогие палатки, горелки, газовые баллоны, походная мебель. Сублиматов нет, но они вам и не нужны. Большая часть путешествия проходит на автомобиле на высотах от 3400 м и выше. По ночам довольно холодно. Но если планируете брать свежее мясо или морепродукты, лучше купить переносной холодильник. На маршруте негде набрать воды. Вершина расположена в пустыне Атакама. Это одно из самых сухих мест на Земле. Выше 5000 можно найти снег или лёд, но проще купить в супермаркете достаточное количество воды. Я обычно покупаю все необходимое в супермаркете Jumbo. Там рядом находится большой хозяйственный магазин, где можно купить все необходимое для экспедиции. Купите лопату, автомобильный насос (если нет в комплекте прокатного автомобиля), веревку для увязывания вещей в кузове пикапа, большие мусорные мешки, тент или просто полиэтилен (закрыть вещи в кузове от пыли), как минимум одну канистру 40 л. Лучше две.
Приготовьтесь к тому, что цены в Чили вас неприятно удивят. Они московские. А топливо в два раза дороже.
Никогда не делали, но говорят это не сложно. Нужно зайти по ссылке, заполнить форму и получить бесплатное разрешение в пограничной службе.
Восхождение на Охос-дель-Саладо - это альпинизм в стиле джиппинг. Если вы путешествуете один, можно, конечно, попытаться доехать в лагерь Атакама автостопом. Но я бы этого не делал. Во-первых, это настоящая пустыня. Во-вторых, сразу подняться на высоту 5300 м – это плохая идея. Поэтому берем в прокате автомобиль. И не просто автомобиль, а полноприводной пикап. Идеально если это будет Toyota Hilux. Или что-то подобное. Хорошо, если там будет стоять резина для реального бездорожья. Если повезёт, в комплекте будет насос и трос. Лопату стоит купить самому. В пустыне очень легко завязнуть в песке по самые мосты. А поскольку кататься вы будет на высоте до 6000 м, давление нужно сбросить до 1,5 атмосфер. А потом накачать. Сразу разберитесь, как снять запаску. Иначе ночью, если на подъёме пробьете колесо, можете потерять массу времени. Температура ночью может опуститься до -20 и летняя солярка запросто замерзает. А другой солярки в Чили нет. Как нет и присадок для низких температур. Позаботьтесь об этом в России.
Залейте полный бак на выезде из города и в канистры 40 л. дополнительно. Больше до возвращения в город заправиться будет негде.
Загрузите в телефон карту Чили. В mapsme отмечены все приюты, лагеря и дороги. Первая остановка в пути – это лагерь Laguna Santa Rosa. Палатку ставить здесь где попало нельзя. Но есть кемпинг Refugio Maricunga Spa. Можно жить в домиках за 35$ или в палатке. Место очень красивое.
Озеро с розовыми фламинго, ламы и горы вокруг. Я рекомендую ночевать здесь 2-3 ночи. Для акклиматизации гуляем по окрестностям или едем машиной до высоты 4000-4200 м и прогуляемся на вершину 7 Братьев (4800 м, около 3-4 часов).
Если ночью спали нормально, можно переезжать в следующий лагерь. Лагуна Верде (Laguna Verde) 4200 м. Фантастически красивое место. Палатки бесплатно ставятся прямо на берегу озера. Горячие источники, в которых можно купаться.
Есть небольшой приют на 2 спальных места, но я бы не рекомендовал на него рассчитывать. Во второй половине дня обычно начинает дуть очень сильный ветер и может пойти снег. Позаботьтесь о хороших растяжках для палаток и ветрозащитных стенках.
В первый день просто гуляем вокруг озера. На следующий день можно прогуляться на ближайший холм к озеру. Тропа начинается прямо от палаток. После двух ночей едем в сторону границы с Аргентиной (примерно 20 км) и к подножию пика Сан-Франциско (6050 м). Подъем и спуск занимает около 8 часов. Во второй половине дня может быть гроза, поэтому начинать подъём лучше не позже 7 часов утра.
На следующий день переезд до лагеря Атакама (5260 м). Дорога хорошо накатана, но лучше не пытаться срезать зигзаги по песку. Завязните обязательно. В лагере Атакама есть два бесплатных небольших приюта.
Один примерно с двумя спальными местами, с кухней, большим столом на 10 человек и с лавками. Второй – спасательная хижина на 2–3 спальных места. Неограниченное количество мест под палатки. Туалетов нет. И бывает ОЧЕНЬ сильный ветер.
Здесь стоит провести минимум 3 ночи. Первый день просто бездельничать. Второй день прогуляться пешком до приюта Техос 5900 м. На третий подняться на машине до приюта Техос и пройтись пешком до высоты 6400 м. Это поможет просмотреть по светлому дорогу и получить дополнительную акклиматизацию.
Дальше есть два варианта. Можно остаться ночевать в приюте или рядом в палатках. И выходить на штурм из этого лагеря. Но мы последнее время в 12 ночи на машинах стартуем из лагеря Атакама, доезжаем до высоты 6000 м. и идём на штурм.
На машине можно проехать выше приюта Техос примерно метров на 100. Дальше хорошо натоптанная тропа уходит немного влево и по склону серпантином до высоты примерно 6500 м. Если не выпал свежий снег тропа легко читается. Если выпал свежий снег и нет видимости, то без трека туда не стоит соваться. Лучше подождите. В верхней части придется пересечь кулуар. Там, как правило, жесткий фирн. Возможно, потребуются кошки.
Примерно с 6500 м. тропа начинает уходить вправо и выходит на край вершинного кратера. Высота 6650 м. До этого места в зависимости от вашего состояния подниматься примерно 6–7 часов. Часто отсюда люди и разворачиваются.
Потому что дальше начинается самое интересное. От края кратера, обходя замерзшее озеро слева, пересекаем кратер и по сужающемуся кулуару с крупной осыпью подходим по стенку на противоположной стороне кратера. Здесь начинаются веревочные перила.
Первые 10 метров вертикально вверх. Потом 30-40 м по пологим плитам вправо в сторону вершины. Внимательно смотрите на состояние веревок! Могут быть перетерты. Здесь понадобятся жумар, страховочная система, самостраховка и спусковуха. В зависимости от количества людей, подъём и спуск займут от 2-х часов и до бесконечности. Иногда бывают пробки. На вершине стоит знак и лежит железный чемодан с журналом. Вписываем свои фамилии, пожелания другим восходителям, делаем фото и валим вниз. От озера до машины 2–3 часа.
Обязательно узнайте прогноз. Во второй половине дня может быть гроза.
В зависимости от времени спуска, можно в этот же день уехать в Копьяпо. А особо быстрые успевают спуститься на берег океана в Кальдеру.
Подробно по снаряжению можно почитать на здесь.